Alex Four
Я устал, я ухожу
😒 Подошёл к концу большой период в моей жизни. Я ушёл из фудтеха после 4-х лет работы в этом направлении.
Вообще, я его не выбирал. Долгое время я не задумывался о том, в какой сфере работать. Правда, на интервью я говорил, что хочется делать мир лучше, но на практике крайне редко применял эту оценку к своей работе. Но чем старше я становился, тем больше начинал ценить своё время и силы. И тем больше мне хотелось вкладывать их во что-то правильное для моего морального компаса.
Сразу хочу оговориться, что правильность в этом посте понятие сугубо субъективное. Я могу что-то считать плохим, но это совершенно не означает, что такой компании не должно существовать или люди в ней тоже плохие. Это означает только то, что я не хотел бы там работать.
Например, я бы не хотел работать в компании, разрабатывающей социальные сети. Бизнес-модель базируется на том, что сначала они вовлекают пользователя, а потом продают его внимание. Как человек, периодически "зависающий", я страдаю от этого. Но при этом я рад, что существует YouTube или ВК, на одном куча роликов про программирование, во втором удобно следить за релизами малоизвестных групп.
Фудтех для меня начался с Delivery Club. Когда я устраивался, мне очень понравился интервьюер, и процессы найма, которые проходили очень быстро. В процессе работы меня скорее волновала репутация головной компании, чем морально-этическая составляющая бизнеса.
Помню, что весь шум от бунтов курьеров прошёл мимо меня. Я понимал, что работа не простая, поскольку сам "курьерил". Но я разрабатывал приложение для ресторанов, я мог позволить не думать об этической стороне всего бизнеса.
Когда Delivery Club был поглощён Яндексом, проблема репутации головной компании исчезла. И я с головой погрузился в новые задачи.
Мне повезло, я попал в международный бизнес Яндекс.Еды. Мы называли межнар стартапом внутри Еды. И задачи у нас были очень амбициозными. Вчера ещё ничего не было, а сегодня город наполнили курьеры с желтыми или красными сумками. Я был в Ереване, когда Еда там запускалась. Видел процесс изнутри и снаружи. Очень приятно осознавать своё участие в этом.
Как и в любом стартапе, у нас была возможность побывать себя в разных ролях, ну или хотя бы познакомиться с соседними.
Так у меня окончательно сложилась картина, как устроен бизнес, из чего складывается юнит-экономика, и на чем компания зарабатывает, а на что уходят основные ресурсы. И так бизнес доставки еды оказался в серой зоне моего морального комплекса.
С одной стороны, на рынке появляется полезная услуга, которой раньше не было. С другой, такие сервисы всеми силами пытаются мотивировать пользователя потреблять больше. С одной стороны, это новые рабочие места, с другой, зарплаты курьеров — это наибольшие траты, и логично их оптимизировать.
Справедливости ради, многие сферы, если капнуть, окажутся в серой зоне. Например, интернет можно использовать для совершенно разных целей. Атомную энергию можно использовать в мирных или военных целях. Пищевая индустрия избавила нас от голода, но сделала продукты менее здоровыми. И многое другое.
Сам по себе этот вопрос не подтолкнул бы меня к увольнению. Я обдумывал его иногда, но он меня не сильно беспокоил. Но моральные вопросы становятся острыми в сложные моменты.
🏃 Мы очень быстро бежали.
Как и в любом стартапе в межнаре Еды было много задач, разных, сложных и интересных. Мы постоянно сталкивались с культурными и юридическими особенностями стран, в которых работали. Я с удовольствием погружался в контекст, брал дополнительные задачи и искал неординарные решения. Но в какой-то момент, я перестал справляться.
Часто я не мог отключиться, и даже в выходные думал о том, как лучше решить ту или иную задачу. А иногда задачи шли одна за другой, и я вроде закончил с первой, и начал вторую, но пришли доработки по первой. В итоге я часто просто не мог сконцентрироваться.
И в итоге я оказался в ситуации, когда силы кончились, а бежать все ещё нужно. Тогда в моём блоге начали появляться посты про отдых, а сами посты стали реже. И вот тут моральная составляющая вопроса вышла на сцену.
Я видел в Еде людей, которые очень верят в этот бизнес. И для них, это дополнительная опора в сложные моменты. Я брал с них пример, сравнивал себя с ними и понимал, что я про другое. В какой-то момент я представил, что через 10 лет я всё ещё работаю над тем же продуктом, и понял, что не хочу.
↪️ Так началась моя ротация.
Яндекс — большая компания, поэтому в первую очередь я искал возможности внутри компании. Я искал проекты, основная цель которых — сделать мир лучше. И таких проектов оказалось достаточно много. Во-первых, это всё, что связано с обучением детей, вроде учебника. Во-вторых, проекты, связанные с доступностью услуг и сервисов для людей с ограниченными возможностями, в третьих, внутренние проекты, которые помогают сотрудникам Яндекса работать эффективнее и ещё многое другое.
И именно в последнем направлении у меня появилась возможность ротироваться.